среда, 29 августа 2012 г.

Как научить годовалого малыша говорить, или о недооценненной роли указательного жеста.

Меня часто спрашивают знакомые и незнакомые люди, как мы добились того, что сын так хорошо понимает речь и правильно говорит. Чтобы не рассказывать каждый раз полтора-два часа о всех своих находках и экспериментах, я решила собраться с духом и написать. Немного поясню их происхождение - до замужества и беременности я работала на кафедре психологии развития, насколько много я почерпнула там, я поняла лишь воспитывая сына.  


Для начала, чуть задумаемся: Что такое слово? Каково его внутреннее субъективное значение? Какова его внешняя форма? Как оно встраивается в круговерть ощущений, переживаний, впечатлений ребенка, начиная постепенно означать для него что-то конкретное?  Как открывающееся, рождающееся для ребенка слово создает поле Со-знания – общего с самим собой и с мамой знания о мире?  - вопросы емкие и не тривиальные, если мы хотим понять внутреннюю, скрытую сторону того, КАК наш малыш осваивает язык и речь.
Готовых думать  и учиться мам отсылаю к труду Л.С. Выготского «Мышление и речь», для тех, кто очень спешит, попробую представить несколько простых рекомендаций и правил.
1.       Первое и основное. Научитесь владеть ВНИМАНИЕМ маленького ребенка.  Научились, значит, создан фундамент для общения, и вы уже можете частично управлять событиями, происходящими в сознании малыша.  Как обнаружить, на что направлено внимание малыша? Чаще всего очень просто - где взгляд ребенка – там и его внимание:).
Первое средство управления вниманием – ваш голос! Голос мамы должен быть выразительным, гипнотизирующим, веселым, ласковым, разным, удивляющим малыша раз за разом. Если вы хотите, чтобы малыш вас слушал, ваша речь должна быть в четыре-пять раз более эмоциональна и выразительна, чем обычная речь, обращенная к мужу, например. Первые эмоции, которые мы открываем ребенку – должны быть сознательно серьезно усиленны нами! Только пройдя через такой, утрированный этап, малыш сможет открыть и освоить всю полноту зрелой эмоциональности.
Упражнением для тренировки удержания внимания может быть простое чтение детских стихов, например, «Айболита» Чуковского. Читайте громко, четко, меняя голоса героев. Читайте так, чтобы малыш не мог отвести от вас глаз! Даже если он плакал, он, заслушавшись, затихнет ровно на то время, которое вы читаете. Если вы добились такого эффекта, значит, у вас вполне получается держать внимание. Важный момент – для начала возьмите погремушку и стучите ей в ритм своего голоса, чтобы ребенку было легче сосредоточиться! Громкость стука регулируйте в зависимости от состояния малышаJ. Представьте, что вы – Великий шаман, не больше и не меньше, и ваше камлание, затаив дыхание, слушает все племя! J
Читать стихи (Пушкин, Чуковский, Маршак, Барто и др. доброе вечное) нужно начинать  с первых месяцев, то есть еще тогда, когда ребенок не может от вас уползти!:). По 5-10 минут для начала, пару раз в день, постепенно увеличивая время. Вы легко увидите, что малыш не устал и готов послушать еще.  К более сознательному возрасту (месяцам к шести - семи) ребенок уже будет большим и надежным ценителем вашего чтения.  Обязательно говорите название книги или стихотворения. Когда ребенок подрастет, он будет просить почитать то, что полюбит.
2.       Научитесь замечать, на что направлено естественное (непроизвольное) внимание малыша, и догадываться, какую внутреннюю задачу ребенок сейчас пытается решить. Немного подумав, родитель это легко понимает.
(Дотянуться до игрушки, поднять голову лежа на животе, перевернуть зайца, открыть книгу, потрогать воду и т.д.).  Если вы поняли, что старается сделать ребенок, и находитесь рядом с ним (в общении или игре) – то обязательно называйте его действие.  «Тимоша хочет сесть! Ай, молодец!» Обязательно повторяйте свою фразу (можно с не большими вариациями), несколько раз (3-6). С повторами не стоит лениться, ведь малыш - даже не иностранец, он вообще впервые учится говоритьJ. Называйте предметы и действия ребенка, тем самым вы подарите ему чувство, что вы понимаете, что он делает, и более того - подарите ему знание того, как называются его усилия.  Называйте коротко и ясно, чтобы малыш мог воспринять и запомнить. Например, если речь касается нового предмета: «Матрешка! Смотри, вот она, матрешка. Красивая матрешка. Матрешка. Давай откроем матрешку. Давай закроем матрешку. Где матрешка? Ай, молодец»J. Если речь касается действия ребенка, высказывание может выглядеть так: "Давай вытираться. Вытирать водичку. Вытрем ее, уберем, и станет сухо. Все, вытерлись. Тимошка сухой. Молодец-огурец! :)"

Постоянно общаясь с ребенком на материале его конкретных усилий и интересов, вы никогда не будете походить на истукана родителя, непрерывно молчащего на прогулке со своим малышом, который в два года еще не говорит родителю ни слова J.
Внимание – здесь нужно соблюдать мягкий баланс. Не нужно в то же время быть неотступным спутником любых начинаний малыша,  это  другая крайность, она может помешать развитию самостоятельности.
3.       Подходим к сути методаJ. Научите малыша выделять объекты из среды и показывать на них пальцем. Для начала научите его понимать фразу «А где…?» Самый приятный способ – игра в «Ку-ку». Чрезвычайно полезная и эмоциональная! Ласково закройте лицо лежащего малыша пеленкой или одеялом, и удивленно спросите «А где Тимоша? Где мой Тимоша?» (малыша называйте по имени). Затем откройте пеленку и очень радостно: «А вот он! Вот он мой хороший!» (в общем нечто подобноеJ) . Здесь важен ритм – вопрос-толика напряженной паузы-ответ-разрядка-радость. Будьте игривыми, освойте это состояние. Для малышей – все обучение нужно проводить в этом состоянии, веселом, эмоциональном, легком, немножко озорном, интригующем. Придумайте свои определения, но состояние - это основа. И вы и малыш всегда сможете выделять это состояние, и понимать, что начинается что-то интересное. Если малыш радостно смеется (улыбается), когда вы открываете одеяло, значит, все получается.
Вторая игра на выделение объекта из среды. Эта игра - ключевая в формировании понимания речи на этапе, когда малыш еще совсем не говорит сам! (месяцев с 7-8 до ... как у вас получится!). Если вы с малышом освоите и полюбите ее, то как только малыш заговорит (с большой вероятностью это произойдет заметно раньше стандартных возрастных норм), его словарный запас и осведомленность будет серьезно удивлять окружающихJ.  Итак: выделяем в комнате, в которой живет ребенок, самые заметные объекты с четкими понятными границами, не огромных размеров (например, лампу, медведя, горшок, для начала всего один два явно интересных ребенку объекта).
Показываем на них пальцем (пальцем - обязательно, не стесняйтесь, этим вы учите ребенка направлять свое внимание по жесту) и эмоционально говорим название вещи. Все!:) Разумеется, повторяем слово раз 20-30 на дню и не меньше 5 раз за один показ J. Следим, чтобы малыш понял, на что вы показываете, и смотрел именно туда! J Если не понял, подойдите, коснитесь рукой предмета.  После порядочного количества называний, можно играть в заветную игру с вопросом «А где …? Задали вопрос «А где лампа?», и показали пальцем: «А вот она!» Эмоции и ритмы те же, что при игре в «ку-ку». Ведь действительно, вполне здорово, что в мире есть порядок, и лампа на месте! J
Если малыш понял смысл игры, через некоторое время попросите его самого показать, где же лампа? Радуйтесь вместе с ним, если у него получится найти ее и показать вам рукой! Обязательно хвалите малыша после каждого его показа понятным и привычным для него словом, например, «Ай, молодец!» Без похвалы – знака, что маленькая победа одержана, нам далеко не уехать. Будьте эмоциональны, подбадривайте, и (важно) держите внимание! Если ребенок не может, и вы поняли, что он забыл, не затягивайте игру - покажите сами!
Когда вы с малышом научитесь запоминать и показывать первые объекты пальцем и получать от этой игры удовольствие, перед вами откроется широкая дорога  – потихоньку, слово-два в день изучить ВСЕ, что вы с ребенком видите ежедневно (выбирайте то, что не меняет свое место, чтобы малыш не путался). Когда вы осваиваете новое слово, повторяйте 5-6 раз четко его название и показывайте пальцем. После просите малыша показать, где этот предмет. Освоив общее название, изучайте детали. Не спешите. Вводите новые слова, когда ребенок легко показывает все, что вы уже обыграли в игру "А где?" Годовалый малыш, например, вполне может знать все части своего тела вплоть до самых мелких (ногти, шея, брови, локоть, ноздря, подбородок и др).
Запас слов годовалого ребенка, с которым мама регулярно играет в эту игру (в комнате, в кухне, в ванной, с игрушками), может быть около 100-150 слов. Естественно, он не сможет их произносить, но будет понимать, и уметь правильно показывать. Это будут предметы мебели, игрушки, одежда, обувь, кухонная утварь, техника, части тела, элементы комнаты – стены, потолок, двери, окна, животные и первые герои из книг  - все, чем вы сможете заинтересовать ребенка за это время, он очень легко и довольно надежно запомнит.  


Продолжение следуетJ Есть еще важные доступные любому родителю приемы, которые опишу в скорости. Вопросам, ответам и комментариям буду рада!

Комментариев нет: